РУС БЕЛ ENG

Классный час на тему «ЧТО ТАКОЕ ПРАВО?»

11.09.2023

Тема: «Что такое право?»

Цель: дать детям правовые знания.

Задачи: познакомить с Декларацией прав человека, с Конвенцией о правах ребенка; способствовать осознанию детьми ответственности за свои права и формировать положительное отношение к правам других.

Планируемые результаты:

личностные: принятие и освоение социальной роли ребенка;

- метапредметные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; умение сравнивать, анализировать.

Оборудование и материалы: слайды с текстом основных прав, мультимедийный проектор, Декларация прав человека, слова с анаграммами, табличка со словом «Права», знаки о запрещении и разрешении, Конституция РБ.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Беседа.

Учитель:- Ребята, все мы разные, у нас разные вкусы, интересы, неодинаковая внешность, у каждого человека есть что-то свое, что отличает его от остальных людей. Все мы понимаем друг друга. У нас есть что-то общее, что нас объединяет. (Принимаются варианты ответов. Учитель подводит детей к тому, что это общее и есть права человека.)

Учитель: Права человека есть у всех людей, в том числе и у детей. Права человека никто не дает, человек получает их от рождения. Все мы люди, и мы все равны, а значит у нас одинаковые, равные права. Все основные права записаны в документе – Всеобщая декларация прав человека.

Права человека надо знать. Попробуйте сказать, на что вы имеете право?

Дети: - На жизнь, учебу, отдых, лечение, заботу.

Учитель:- Кроме прав есть и обязанности. Иногда люди путают, потому что они тесно связаны. Давайте поиграем в игру «Разрешается, запрещается».

Учитель: - Руку поднял мальчонка,

Слушать мнение ребенка

Дети: - Разрешается.

Учитель: - Вот в углу мальчонка,

Плачет, надрывается.

Бить, наказывать ребенка

Дети: - Это запрещается.

Учитель: - С мамой дети должны жить,

Ей всегда цветы дарить.

Дети: - Это разрешается.

Учитель: - Мать с ребенком разлучать

Дети: - Это запрещается.

Учитель:- Рисовать, и петь, учиться,

Если заболел лечиться.

Дети: - Это разрешается.

Учитель: - Этот трудится ребенок,

Мало у него силенок.

Ноги подгибаются.

В детстве тяжкая работа

Дети: - Запрещается.

Учитель: - Вместе в мире дружно жить,

С разными детьми дружить

Дети: - Это разрешается.

Учитель: - Этот слабый горбит спину,

Пред сильным преклоняется.

Быть рабом у господина

Дети: - Это запрещается.

Учитель: - Молодцы! Вы отлично справились с заданием. В США в городе Нью-Йорке есть 39-этажный дом, где размещена Штаб-квартира ООН, главная цель которой избавление поколений от бедствий войны. В ООН в 1948 году была принята Всеобщая декларация прав человека. В Декларации прав человека есть 5-я статья, где говорится: «Никто не может быть подвергнут жестокому, бесчеловечному отношению». Ребята, каким вы представляете себе жестокого, злого человека? Какие черты его лица? Как он себя ведет?

(Дети составляют словесные портреты, рисуют на бумаге, свой рисунок комментируют)

Дети:- Злой человек заставляет слабого делать тяжелые работы.

- Злой человек заставляет преклоняться перед ним.

- Злой человек бьет детей…

Учитель: А вы, ребята, будете жестокими, злыми? (Беседа)

III.Знакомство с Конвенцией о правах ребенка.

Учитель: - В ООН в 1989 году единогласно была принята Конвенция о правах ребенка. Почему возникла необходимость в принятии этой Конвенции?

Приведу примеры только нескольких фактов:

-покинутые своими семьями, около 100 млн. детей существуют за счет изнурительной работы, воровства, нищенства.

-120 млн. детей в возрасте от 9 до 11 лет лишены возможности посещать школу.

- ежегодно около 3,5 млн. детей умирают от болезней, которые можно вылечить.

Конвенция – это очень большой документ. Мы сегодня рассмотрим только основные положения. Ребята, посмотрите на слайды.(Показываются слайды)

Каждый ребенок имеет право на жизнь.

Дети имеют право свободно выражать свое мнение.

Родители несут ответственность за воспитание ребенка, государства должны оказывать им помощь и развивать сеть детских учреждений.

Государства должны обеспечивать защиту детей от нанесения им физического и психического ущерба.

Ребенок имеет право на образование.

Государства уважают право ребенка на свободу мысли, совести, религии.

IV. Рассказ учителя о Пете и размышления об обязанностях ребенка.

Учитель:- Вся семья в сборе: бабушка вяжет, мама что-то пишет, папа смотрит телевизор. Вбегает Петя и кричит: - Мам, я голодный! Дай скорей поесть. Он садится за стол, а мама говорит:- Петя, сначала вымой руки. Сейчас все будем ужинать.

А Петя говорит, что это насилие над личностью.

-Мы сегодня в школе с Конвенцией о правах ребенка знакомились. Я теперь знаю, кто меня защитит,- добавил он.

И бабушка попросила его сходить в аптеку за лекарствами, а он сказал ей, что она не имеет права эксплуатировать ребенка. Мама попросила вымыть посуду, а Петя сказал, что она не имеет права использовать детский труд. Потом Петя сел рядом с отцом и начал смотреть телевизор. А папа сказал:

-Выключи телевизор и садись за уроки, иначе тебе от меня здорово влетит!

А Петя говорит:

-Это проявление жестокости, запрещенное Конвенцией о правах ребенка.

Ребята, прав ли Петя? (Беседа)

V. Составление слов по анаграммам.

НОКЕВНИЦЯ, РДОТИЕИЛ, ГОУСАРДТСОВ, ИЗЖНЬ,РБОАЗОАВИНЕ.

VI. 20 ноября – День прав ребенка. Как можно провести этот день в школе? Беседа.

VII. Подведение итогов.

Учитель:- Ребята, мы с вами поговорили о правах ребенка и взрослых. Какой вывод можно сделать?

Дети:- Мы должны слушаться взрослых.

-Уметь признаваться, что были не правы.

- Говорить только правду.

-Мы имеем право на жизнь, на учебу, на отдых, На лечение.

-Мы должны дружить. Ни один ребенок не может быть продан или куплен.

-Каждый ребенок имеет право на бесплатное и обязательное образование.

-Каждый ребенок нуждается в любви и ласке, понимании…

Учитель:- Молодцы, ребята! Я сегодня раздаю вам блокноты и предлагаю начать писать свою книгу о правах ребенка. Давайте придумаем название этой книге. Можно «Мои права». Пусть первая страничка книги будет называться «Кто Я?». Сюда вы можете вклеить свою фотографию. Запишите, сколько вам лет, какие у вас интересы, что вы любите. Пишите немного о своей семье, домашних животных, обо всем, что вам нравится. В дальнейшем записывайте свои интересные суждения, рисуйте свои права.

-Давайте классный час закончим с этими словами:

Я имею право быть черным и белым!

Я имею право быть ловким и смелым!

Ты имеешь право иметь свое имя!

Ты имеешь право быть просто любимым!

Мы имеем право на всем белом свете!

Мы имеем право – мы дети!

Учитель:- Ребята, будьте счастливыми!