«Как подготовить ребенка к поступлению в школу»
Чтобы ребенок был готов к обучению на I ступени общего среднего образования, необходимо выработать у него ряд навыков и умений:
Ребенок должен быть приспособлен к общественной жизни, он должен чувствовать себя уверенно, находясь вне дома. Поэтому, прежде всего, научите будущего школьника соблюдать правила личной гигиены. Сформируйте у ребенка навыки самообслуживания, опрятности, аккуратности. Он должен уметь самостоятельно одеваться и раздеваться, переобуваться, завязывать шнурки, справляться с пуговицами и молниями на одежде, уметь пользоваться общественным туалетом.
Важно воспитать в ребенке любознательность, внимание, сосредоточенность, память, усидчивость, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы, а также умение регулировать свое поведение, выполнять длительное время не очень увлекательное задание. Все эти навыки следует нарабатывать ежедневно, используя настольные игры, лепку, конструктор, чтение и общение, иначе ребенку будет трудно направить усилия на учебную деятельность.
Важно, чтобы у ребенка возникло желание учиться и узнавать что-то новое и полезное. Информацию о мотивации вашего ребенка вы можете получить с помощью наблюдения за сюжетно-ролевой игрой «Школа». Готовые к школьному обучению дети предпочитают играть роли учеников – они пишут, читают, решают задачи и отвечают у доски, получая отметки. Не готовые к обучению дети выбирают роль учителя, а также концентрируются на моментах школьных перемен, ситуации прихода и ухода из школы, приветствия учителя.
Следующее условие успешной учебы – выработка у ребенка умения преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца. Нужно подготовить дошкольника к неизбежным трудностям в учении. Осознание преодолимости этих трудностей поможет ребенку отнестись с пониманием к своим возможным неудачам.
При подготовке к обучению родителям следует учить ребенка аналитическим навыкам: умению сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Для этого дошкольник должен уметь внимательно слушать текст, рассказ взрослого, последовательно излагать свои мысли, грамотно строить предложения, пересказывать суть прочитанного или услышанного, а также хорошо и правильно говорить, запоминать новые слова. Как можно чаще читайте с Вашим ребенком книжки, а потом просите его вкратце пересказать содержание прочитанного. Это приучит дошкольника анализировать смысл текста, сделает его речь связной и расширит словарный запас.
Немаловажную роль играет адекватность самооценки малыша. Чтобы получить представление о самооценке Вашего ребенка, используйте методику «Лесенка». Нарисуйте лестницу, состоящую из 11 ступенек. Скажите, что на этой лестнице располагаются все люди на свете – от самых хороших до самых плохих. На верхней ступеньке – самый хороший человек, на нижней – самый плохой, а посередине – «средние» люди. Предложите ребенку определить, на какой ступеньке его место. У младших школьников нормой можно считать 6-7-ю ступеньку, у дошкольников она может быть выше, вплоть до 11-й, но никак не ниже 4-й – это уже сигнал неблагополучия.
На готовность ребенка к обучению влияет и то, как Вы с ним общаетесь. Давайте ребенку достоверную информацию о школе, учителях, расскажите о принятых там правилах. Важно, чтобы Ваши слова в итоге совпали с действительностью. Поэтому не стоит ничего приукрашивать и уж тем более запугивать ребенка. Создайте у него положительный образ школы, чтобы он мог чувствовать себя комфортно в новых условиях.
«Как подготовить ребенка к поступлению в школу»
В 5-6 лет ребенка гораздо важнее научить учиться, чем освоить с ним чтение, письмо и счет. В этот период на первый план выходят ролевые игры, когда дети играют в школу, в магазин, в доктора. Дети усваивают правила игр, узнают, что такое дисциплина, постигают основы взрослой жизни. Если ребенок заранее овладеет чтением, письмом и счетом, то есть опасение, что ему будет скучно в первом классе. Помните: раннее обучение даст хорошие результаты только в том случае, если ребенок наигрался во все игры, в которые следует играть в 3-5 лет.
Обычно начиная с 5 лет, дети уже мечтают о школе, рвутся туда. И многим мамам кажется: раз стремится – значит готов к школе. Но это не всегда так, ведь школа для детей – символ взрослости. Они просто хотят считаться большими, более интересными в играх и общении со старшими детьми, стремятся обладать атрибутикой школьной жизни – портфелями, дневниками, тетрадями в ярких обложках, а вовсе не приобрести новые знания. Поэтому выясните, на самом ли деле ваш ребенок готов к школе. Для этого используйте следующее упражнение.
v Покажите 6-летнему ребенку два брусочка, слепленных из одинакового количества пластилина: один – длинный и тонкий, а другой – короткий и толстый. Спросите, где пластилина больше. Ребенок, готовый к обучению в школе, должен ответить, что пластилина в обоих случаях одинаковое количество. Возможно, что ребенку потребуется сломать эти брусочки, чтобы понять истину. Не препятствуйте его исследовательской деятельности.
Иногда умение ребенка читать любимые сказки и бойко называть цифры вводит родителей в заблуждение. На самом деле может оказаться, что у ребенка не подготовлена рука к письму и в школе он будет очень быстро уставать. А главное, у него может быть не развито произвольное внимание, благодаря которому ребенок способен заставить себя заниматься тем, что может быть не очень интересным.
Дети дошкольного возраста не готовы воспринимать строго регламентированные, монотонные занятия. Поэтому при проведении развивающих занятий лучше выбирать игровую форму, так как игра является ведущей деятельностью для дошкольника.
Дети испытывают удовлетворение от выполнения интеллектуальных заданий, в основе которых лежит интерес – лучший вид мотивации, пробуждающий в ребенке дух творчества.
При выполнении заданий создавайте ситуацию успеха. Очень важно, чтобы успех был достижим. Для этого используйте сначала простые упражнения, затем начинайте их усложнять. Будьте терпеливы, не спешите, не давайте задания, превышающие интеллектуальные возможности ребенка.
Научите его всегда доводить начатое дело до конца,анализировать результаты своего труда, убирать за собой рабочее место.
Находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за терпение, настойчивость, старание и т.д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.
Большое внимание уделяйте развитию мелкой моторики руки, используя занятия по рисованию, работу с пластилином, ножницами, штриховкой, в развивающих тетрадях. Учите ориентироваться на листе бумаги, в тетради в клеточку, в пространстве.
Расширяйте кругозор и словарный запас через совместное чтение книг, пересказ и обсуждение прочитанного, рассматривание картинок.
Развивайте умение общаться со сверстниками, учитеосознанию своих эмоций и эмоций других людей через рисование, игры, обсуждение иллюстраций в книгах.
Давайте ребенку посильную работу по дому, определите круг обязанностей, этим Вы будете способствовать формированию самосознания и адекватной самооценки.
Позаботьтесь о том, чтобы до поступления в школу ребенок умел застегивать пуговицы, зашнуровывать шнурки, следить за своими вещами и внешним видом.
Старайтесь максимально доступно отвечать на каждый вопросребенка, этим Вы будете способствовать развитию познавательного интереса. Научите искать ответы на некоторые вопросы самостоятельно.
Всегда объясняйте причины, обоснованность Ваших требований, предлагайте как можно чаще альтернативный вариант. Научите ребенка делиться своими проблемами, обсуждать конфликтные ситуации, всегда искренне интересуйтесь его мнением.
Помните, что Ваш малыш абсолютно уникален и индивидуален. Любите его таким, какой он есть, независимо от его неудач или достижений. Право на безусловную любовь ребенок имеет самим фактом своего существования.
А самое главное, постарайтесь получать удовольствие от процесса общения с ребенком. Всегда помните, что Вы являетесь главным авторитетом для Вашего малыша.